Персонажная анимация в AE плагином Duik

Посмотреть видео-урок

Плагин Duik - это широкоизвестный бесплатный плагин, с помощью которого можно делать различную персонажную анимацию, в том числе короткометражные мультфильмы, рекламные моушн-ролики, баннеры и многое другое. Персонажная анимация в Duik построена на элементах костей и суставов, т.е. персонажу, не важно человек это, животное, выдуманное существо или даже предмет - создаётся структурный скелет, с помощью которого можно достаточно быстро и реалистично анимировать движения его конечностей и других элементов.

анимация персонажа Duik

Duik - это достаточно мощный инструмент, с большими возможностями, в данном уроке мы рассмотрим именно основы персонажной 2D анимации, так называемый регит персонажа и его дальнейшая анимация.

1. Установка плагина Duik

Начнём с установки и настройки Duik. Скачать данный плагин можно на официальном сайте разработчиков. Переходим на сайт и скачиваем последнюю версию Duik, на момент написания данного урока - это версия 16.2.13 от 1-го июня 2020 года.

анимация персонажа Duik

Теперь берём архив с плагином, переносим или копируем его в папку "Scripts", расположенную по следующей дирректории. У вас возможно будет немного другая дирректория, главное найти папку с After Effect, в ней отыскать папку "Support Files", в которой будет расположена папка "Scripts". И вот в эту папку "Scripts" и распаковываем архив с плагином.

анимация персонажа Duik

Только после этого запускаем After Effects и в панели верхнего меню находим пункт "Window", в нём должен появиться новый пункт со скриптом Duik.

анимация персонажа Duik

Кликаем по нему при первом запуске плагина вам будет предложено выбрать язык, я выбираю английский и нажимаю "Ок". Всё, плагин у нас установлен и теперь вся работа с ним будет происходить с помощью этого окна, которое вызывается через пункт меню "Window".

анимация персонажа Duik

Если вы будите часто работать с Duik, то это окно можно закрепить где-нибудь в удобном вам месте на панели и сохранить вашу рабочую среду, чтобы каждый раз, при запуске After Effects, не вызывать панель плагина через меню.

Еще раз повторюсь, что Duik - достаточно функциональный плагин, он содержит не только уникальный инструмент для персонажной анимации, но ещё и другие инструменты, упрощающие работу в After Effects, которые напрямую привязаны к функциям программы и с помощью Duik вы можете одним нажатием кнопки сделать определённый набор действий, на которое без данного плагина потратили бы значительное время. Но, в данном уроке мы будем рассматривать только набор основных и на мой взгляд, самых интересных инструментов Duik, котовый в панели плагина называется Rigging.

урок анимации персонажа After Effects

2. Подготовка персонажа для анимации

Давайте создадим новую композицию, проект и настройки тут выставим следующие: размер оставим Full HD, Frame Rate - 25 кадров в секунду, продолжительность поставим одну минуту, а цвет фона поставим белый.

урок анимации персонажа After Effects

Теперь для работы нам понадобиться, собственно, сам персонаж. Персонаж должен быть отрисован в векторном формате, чтобы при анимации небыло никаких искажений, думаю, для вас не секрет, что растровые изображения при деформации имеют свойство терять качество, потому что происходит нарушение пиксельной сетки. Вообщем, я подготовил в векторном формате вот такого вот персонажа, которого мы будем анимировать.

урок анимации персонажа After Effects

Персонажа я рисовал в Adobe Illustrator, After Effects отлично коннектиться как с илюстратором, так и с фотошопом. Как вы можете заметить, персонаж у меня разделён по частям, так сказать расчленён. И каждая часть тела имеет закруглённую форму, чтобы при анимации небыло видно торчащих элементов. Для чего делаются такие закругления, я уже объяснял и показывал на примере в одном из видео по персонажной анимации в фотошоп. В данном случае, персонаж создаётся точно так же, только в векторном формате, в Adobe Illustrator.

В этом видео мы рассмотрим именно основы работы с Duik, при персонажной анимации, поэтому как нарисовать такого персонажа в илюстраторе я как-нибудь объясню в одном из следующих уроков, тема интересная и заслуживает отдельного внимания. Я вам покажу, как можно быстро и легко создавать своих персонажей, при этом не владея художественными навыками.

Все части тела персонажа тут подготовлены к импорту, они все разделены на отдельные папки. В After Effects данные части будут импортированы именно этими папками, т.е. видите здесь, к примеру, рука разделена на три части - это плечо, предплечье и кисть. Эти части руки так и импотрируются в After Effects, они будут отдельными элементами и мы сможем их анимировать. Если же посмотреть на туловище, то тут мы видим папку, в которой имеются такие слои, как тазовая часть, галстук и воротник - всё это в одной папке, поэтому в After Effects туловище импортируется, как одно целое и мы не сможем анимировать отдельно, к примеру галстук. Для того, чтобы анимировать галстук, нам нужно сделать его отдельным слоем, тогда он импортируется отдельным элементом в After Effects.

урок анимации персонажа After Effects

Смысл я думаю понятен, все части персонажа перед импортом необходимо разместить в отдельные папки и соответствующе их назвать, чтобы при работе не запутаться.

3. Импорт персонажа из Illustrator в After Effects

Итак, импортируем в AfterEffects файл с персонажем формата ai. Кликаем по панели слоёв правой кнопкой мыши и выбираем "import"-"File",

урок анимации персонажа After Effects

выбираем наш файл с персонажем и в "импортировать как" вместо "Footage" ставим "Composition - Retain Layers Sizes", т.е. мы указываем After Effects о том, что файл с персонажем нужно импортировать именно слоями, а не просто одной картинкой.

Персонажная анимация After Effects

Теперь нажимаем "Import" и у нас в After Effects появились все слои - части персонажа, а так же отдельная композиция с ним.

Персонажная анимация After Effects

Давайте откроем эту композицию, кликнув по ней два раза левой кнопкой мыши, выделим все части персонажа, удерживая левую кнопку мыши и копируем их, нажав комбинацию клавишь "Ctrl + С".

Персонажная анимация After Effects

Перейдем в нашу композицию и вставим сюда скопированные элементы, нажав комбинацию клавишь "Ctrl + V".

Персонажная анимация After Effects

Теперь мы видим, что персонаж находится в нашей, созданной композиции и все его части тела расположены слоями. Все части тела подписаны, как и в иллюстраторе и мы можем без труда ориентироваться, какая часть принадлежит какому слою.

Персонажная анимация After Effects

Следующим шагом мы должны показать After Effects, что все слои персонажа имеют векторный формат, а не просто растровые картинки. Для этого напротив всех слоёв, вот под пинтограммой нужно поставить метку.

как анимировать персонажа в AE

И еще один момент, сейчас у нас все части  тела отделены друг от друга и если мы возьмём какую-то его часть и потащим её мышкой, то она просто отделиться от персонажа.

как анимировать персонажа в AE

Нужно сделать так, чтобы все элементы были объеденены, для этого мы создадим нулевой объект и привяжем к нему все части персонажа, таким образом, если нужно будет переместить всего персонажа, мы просто будем перемещать нулевой объект.

Кликаем правой кнопкой мыши по панели слоёв и выбираем "New" - Null object".

как анимировать персонажа в AE

Поставим этот нулевой объект под персонажа, просто перетащив его мышкой.

как анимировать персонажа в AE

Теперь выделяем все слои и с помощью функции привязки, привязываем их к нулевому объекту. Просто наводим курсор на привязку любого слоя и удерживая левую кнопку мыши тащим привязку к нулевому объекту.

как анимировать персонажа в AE

Теперь, если мы выделим нулевой объект, то сможем его взять и переместить в любую точку на сцене и персонаж полностью перемещается.

урок по Duik в After Effects

С помощью вот такого нулевого объекта удобно анимировать перемещение персонажа на сцене, т.е. параметру "position" этого нулевого объекта можно задать нужные значения и переместить персонажа, ну естественно, при этом, надо еще сделать анимацию рук и ног. Анимацию перемещения лучше делать на нулевой объект, а не на самого персонажа, потому что у персонажа и так будут задействованы все части тела и чтобы не вешать на него еще и перемещиние делается вот такой вот трюк с нулевым объектом.

4. Регим персонажа в Duik

С импортированием и подготовкой персонажа к анимации мы закончили, теперь переходим к самому интересному, будем регить персонажа с помощью Duik. Для начала необходимо расставить "ancor points", якорные точки всех частей персонажа. Выделяем голову и видим, что по умолчанию якорная точка стоит по центру, нам нужно её переместить к шее, чтобы при анимации головы, если мы такую решим сделать, она у нас была привязана к шее, а не к своему центру.

урок по Duik в After Effects

Для этого выделяем голову, удерживаем клавишу "Y" на клавиатуре и тащим точку к шее. Тоже самое проделываем с остальными элементами.

урок по Duik в After Effects

Выделяем плечо и перетаскиваем точку ближе к туловищу, на место состыковки плеча с телом.

урок по Duik в After Effects

Выделяем предплечье и переставляем точку на локоть. Выделяем кисть и перемещаем анкор поинт на состыковку с предплечьем.

урок по Duik в After Effects

У глаз точки можно оставить по центру, туловищу точку опустим к тазу, а с ногами проделываем то же, что и с руками.

как анимировать плагином Duik

Для чего всё мы это сделали? Смотрите, допустим мы будем сгибать руку в локте, видите сейчас она сгибается именно в локтевом суставе.

как анимировать плагином Duik

Если бы мы оставили якорную точку по середине предплечья, то предплечье бы просто вращалось по центру, а не в районе локтя.

как анимировать плагином Duik

Следующим шагом нам нужно привязать, с помощью функции привязки, все части персонажа друг к другу, согласно иерархии частей тела. Смотрите, что я имею в виду, глаза нужно привязать к голове. Выделяем оба глаза и привязываем их к голове.

как анимировать плагином Duik

Голову, соответственно, нужно привязать к туловищу.

как анимировать плагином Duik

Затем кисть руки привязываем к предплечью, предплечье к плечу и плечо к туловищу. Тоже самое проделываем со второй рукой. Теперь ноги - ступню привязываем к голени, голень к бедру, бедро к туловищу. Так же поступаем и со второй ногой.

Переходим к следующему шагу, мы будем регить в Duik все части тела персонажа и делать это надо по иерархии, как мы делали до этого с привязкой частей к туловищу. Начнём с головы. Выделяем голову, затем удерживая "Shift" выделяем туловище и нажимаем в панели Duik вот на эту функцию "Auto-rig & IK",

урок по Duik в After Effects

плагин автоматически создаёт привязку головы к туловищу, причем по иерархии, он именно голову привязывает к туловищу, а не туловище к голове, как мы ему и показали.

Теперь проделываем тоже самое с руками и ногами персонажа. Выделяем кисть, затем удерживая "Shift", предплечье, потом плечо, туловище выделять не нужно и кликаем опять на авто-регин. Получаем вот такую руку.

урок по Duik в After Effects

Ну и с другой рукой и ногами делаем тоже самое.

В результате мы получаем подвижного персонажа, все его конечности можно двигать мышкой за появившиеся точки и конечности будут вести себя естественно, т.е. сгибаться в суставах.

урок по Duik в After Effects

Если обратить внимание на панель слоёв, то можно увидеть, что тут появились слои этих точек (контролов), которые нам расставил плагин Duik, с помощью этих точек и можно управлять различными частями тела персонажа.

урок по Duik в After Effects

Бывают ситуации, когда необходимо, чтобы конечность персонажа сгибалась в другую сторону, а не в ту, которую ей задал Duik. Чтобы это реализовать нужно в параметрах точки (контрола) этой конечности во вкладке "Effects" найти параметр IK и в нём просто включить "Reverse", который по умолчанию отключен. В результате конечность выгнется в противоположную сторону.

урок по Duik в After Effects

Но, если сейчас подвигать персонажа за туловище, то с ногами то всё в порядке, они сгибаются в коленях, а вот кисти рук остаются на месте, как будто приклеены и выглядят не естественно. Они должны двигаться вместе с туловищем.

урок по Duik в After Effects

Для этого нужно привязать точки рук к самому туловищу. Выделяем точки рук, берем привязку и связываем их с туловищем.

урок по Duik в After Effects

Вот теперь, если подвигать тело, то все будет работать нормально.

5. Анимация персонажа

Персонаж у нас готов и можно его анимировать с помощью вот этих точек и туловища, например, давайте сделаем ему анимацию приседания. Для этого нам понадобиться само туловище. Выделяем туловище, открываем в панели слоёв параметры этого слоя и ищем параметр "position", т.е. позиция.

анимация движения в After Effects

Ставим на шкале времени контрольную точку, затем переносим ползунок немного вперёд и тянем за туловище вниз, у нас автоматически появляется вторая ключевая точка.

анимация движения в After Effects

Теперь если проиграть анимацию или просто ползунок подвигать, то мы увидим, что анимация работает. Глаза анимируются также, просто выбираете соответствующий слой и выставляете параметр "position" в нужное положение.

Что касается отдельных частей персонажа, например вот кисти рук сейчас находятся в одном положении, за привязанную точку мы можем двигать самой рукой, сгибать её, но сама кисть не двигается.

анимация движения в After Effects

Чтобы её можно было анимировать отдельно от всей руки ей нужно задать кастомную точку. Для этого выделяем кисть и в панели Duik кликаем вот на эту функцию,

анимация движения в After Effects

в результате на кисти появляется точка около запястья. Данную точку мы перемещаем куд-нибудь ближе к пальцам.

анимация движения в After Effects

После чего выделяем её, ну она у нас уже выделена, и удерживая "Shift" выделяем саму кисть, затем кликаем в панели Duik на авто-риг

 плагин для анимации персонажа Duik

и у нас получается на кисти появляется новая точка, с помощью которой можно уже её анимировать отдельно от всей руки персонажа. После этого действия саму кастомную точку можно удалить, чтобы она не мешала, а вот эта точка регулировки движения останется.

 плагин для анимации персонажа Duik

И эту точку кисти нужно привязать к точке самой руки.

 плагин для анимации персонажа Duik

Вот таким образом можно делать анимацию отдельных частей персонажа, если бы у нас, к примеру, был бы галстук отдельным объектом, то его можно было бы точно так же анимировать.

Ну и теперь, можно делать персонажу какую-нибудь анимацию, допустим движение туловищем, типа танца. Как и в большинстве случаев анимации в After Effects можно воспользоваться параметром позиции. Ставите на шкале времени точку, перемещаете ползунок по тайм-лайну и двигаете часть тела, в результате автоматически ставится вторая точка и получается анимация.

В одном из уроков я показывал, как делается анимация походки персонажа в Photoshop, в After Effect делается всё по тому же принципу, но есть только некоторые нюансы, но об этом уже в другом уроке.

Поделиться:

Комментарии ()

  1. Наталья Ласточкина 03 ноября 2020, 04:25 # 0
    Спасибо за ваш труд! Повторяла на втором мониторе все за вами. Все получилось! Как здорово. Настоящая магия)
    1. Павел Макаркин 03 ноября 2020, 04:26 # 0
      Урок топ для новичков
      Но лишнее действие лучше исправить сначала привязывать части тела между со6ой от кистей к плечу и тд все к телу и потом тело привязать к нулевому так проще и меньше времени уйдет
      1. Александр Рожков 03 ноября 2020, 04:27 # 0
        Спасибо за видео. Но вопрос: зачем привязывали все к нулю изначально, если потом перепривязывали все элементы между собой? Там нуль уже ни к чему, правда ведь?
        1. Дмитрий 03 ноября 2020, 04:28(Комментарий был изменён) # 0
          Нет, не верно. Все части тела привязываются друг к другу по иерархии от окончаний конечностей к туловищу. Ноль — то самое, за что можно перетаскивать (двигать) персонажа. В данном видео были показаны просто движения частей тела, возможно из-за этого вы не поняли. Вообщем ноль нужен именно для перемещения всего персонажа целиком, не затрагивая его конечностей, если просто тащить за туловище, то конечности будут зависимы. Вообщем попробуйте сделать, к примеру, походку без нуля и поймете для чего он нужен.
        2. barboss 03 ноября 2020, 04:30 # 0
          Пользовался очень старым Duik и там не надо было ничего расчленять и иерархировать. Duik прекрасно сетапил цельного персонажа. Со всеми видами привязок. Тиранозавр например получался совсем как живой. Ноги правда ему пришлось отделить, но вовсе не из-за Duik, а из-за ого, что одна нога перекрывает другую, да еще и перекрывает одой ляжкой туловище.. Но, к примеру, ляжку и голень отделять не было надобности. Duik вполне их сгибал без расчленения.
          Разработчики вечно меняют интерфейс плагина, что его каждый раз не узнать. Приходится заново изучать.
          Растровый персонаж кстати работает неплохо, достаточно задать ему высокое разрешение.
          И, помимо гуманоида, в Duik был скелет для животных. Куда же он делся, непонятно. Хотя конечно и без этого можно работать.
          1. Дмитрий 03 ноября 2020, 04:31 # 0
            Да, разрабы вечно в нем все меняют. Я тоже со старым работал года два назад, привык к нему. Потом через год, после долгого перерыва понадобился опять дюик, установил новый и пришлось заново разбираться )) Кошмар какой-то.
          2. James Bond 03 ноября 2020, 04:33 # 0
            А интерактивная анимация делается в афтер еффект?

            1. Дмитрий 03 ноября 2020, 04:33 # 0
              Нет, AE предназначен для видео-форматов, для интерактивной анимации существует Adobe Animate.
            7469
            Посмотреть видео-урок Смотреть видео-урок Скачать исходники урока Скачать исходники урока